← Виталий Большаков

Схема метро и электричек Петербурга

Февраль 2013
Схема устарела и в настоящий момент переделывается

В Питере многие популярные среди туристов места находятся за городом: Петергоф, Царское Село, Стрельна, Кронштадт, и пр., а в самом городе и пригородах есть районы, куда проще всего доехать именно на электричке: Пискарёвка, Ручьи, Парголово, Колпино, Шушары и пр.

Я попытался в порядке эксперимента сделать совмещённую схему 2-х транспортных систем: метро и электричек. Для облегчения ориентации в центре я добавил на схему два значимых ориентира: Фонтанку и Обводный канал.

Cхема полезна в карманном варианте для гостей города, или для размещения на станциях метро, совмещенных с ж.-д. станциями.

Моя схема не является прямой альтернативой официально принятой, однако убрать с моей схемы электрички и сделать схему просто метро не представляется сложным. Поэтому ниже я сравниваю свои решения, основанные на общемировой практике, с официальной схемой.

Пересадки: близость, а не цветовое кодирование

Не только дальтонику, но и вполне обычому человеку проще соотнести кружок со стоящей рядом подписью, чем соотносить цвета секторов и букв. Попробуйте на фрагменте официальной схемы (слева) понять на каких линиях стоят Садовая, Спасская и Сенная площадь. На самом деле Садовая — это сектор между 9-ю и одним часом. Однако, даже это никак не говорит о том, на какой линии она, всё-таки, стоит.

Однозначность: подписи станций не путаются

Заставская не прилипает к Балтийской, Фрунзенская не путается с Боровой, а 5-я линия не ломается на Волковской.

Не сжатый шрифт, а расширенный

Кегль крупнее, станции с Заглавной буквы, а не ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, шрифт расширенный, а не сжатый — схема должна читаться под углом, потому что в переполненном вагоне, или на станции не всегда есть возможность к ней подойти.

АВТОБУС В АЭРОПОРТ — меньше текста, больше смысла

На официальной схеме, глядя на ст. «Московскую», можно понять, что оттуда идёт автобус в аэропорт. На моей схеме можно найти аэропорт и понять, как до туда добраться. Тот же принцип применён для морского порта.

Нева — важный ориентир, а не дезориентир

Станции зеленой ветки и Чернышевская стоят не на берегу Невы, а Речной вокзал стоит не прямо на Пролетарской. От Чернышевской до Невы на самом деле около километра.

Критика схемы

6 августа 2013 года «the-village» опубликовал обзор альтернативных схем питерского метро с комментариями известных дизайнеров, авторов московских схем.

Благодарю Илью Бирмана и Илью Рудермана за конструктивную критику — она будет учтена в следующей версии, особенно в части уменьшения количества цветов в подписях.

Предыдущая версия схемы

Первую версию схемы питерского метро я нарисовал в октябре 2012 года.

Здесь найдено хорошее расположение пересадок в центре — с намёком на их реальное расположение в городе. По окраинам удалось выстроить линии по сетке, благодаря чему названия станций легко cчитываются, как списки.

Это первая из всех схем питерского метро, на которой обозначены автобусные маршруты в аэропорт и к морскому порту с номерами. Это решение было придумано 2-мя месяцами ранее знаменитого московского конкурса, на котором обозначение автобусных маршрутов и электричек в аэропорты было обязательным условием. Позже это решение стали копировать все дизайнеры альтернативных схем питерского метро.

Неудачными нужно признать графические решения пересадок, ж.-д. вокзалов и станций, контуры реки, слишком большие радиусы скругления изгибов, превращающие линии в вялых червяков. Алфавитный указатель на питерской схеме излишен. Отсутствие хотя бы Фонтанки, при наличии Обводного канала — нелогично.

Другие проекты

ClassicOnline.png Редизайн архива классической музыки «Classic-online» AvtovoFont.png Шрифт Ленинградского метро Polarshine.png Интервальный график «Северное сияние» OrangeTomatoes.png Инфографика о соках Optimaudit.png Сайт «ОптимАудита» CherepMap.png Схема автобусных маршрутов Череповца TCNV.png Инфо-страница для арендаторов ТЦ «Новый век» WorldMap.png Политическая карта мира в векторе ClassicOnline.png Схема развития петербургского метро

Для связи

Почта: kejfulla@gmail.com Скайп: kejfulla86 +7 (915) 041-00-13 ВКонтакте facebook